Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 19.04.2024, 05:57

САЙТ ТАЛИКИНОЙ СВЕТЛАНЫ СЕРГЕЕВНЫ

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Родителям

География для малышей

Нередко так бывает, что родители сводят знакомство малыша-дошкольникас географией лишь к изучению карты, заучиванию столиц государств и запоминаниюфлагов. Но география очень обширна, имеет множество разделов и касается едва лине любой стороны нашей жизни. Это не только географическая карта…

Юлия Ильяшенко

         

В понятие географии входят также метеорология, этнография, геология, экология, краеведение, геодезия, геофизика, тектоника и множество других смежных наук. И это,пожалуй, самая интересная для малыша область знаний. Ведь любой маленький человечек очень интересуется устройством окружающего мира. Его волнуют путешествия и дальниестраны, люди и животные, которые там живут. Он задает множество вопросов о том, почему бывают землетрясения и извергаются вулканы, зачем море все время накатывает на берегволны и почему вода в нем соленая, что находится под землей и на дне океана…

Наш дом – Земля

Первые представления малыша о себе и окружающем мире обычно очень разрозненныеи бессистемные. Наша задача как родителей – помочь крохе осознать, что каждый человек(в том числе и сам малыш) является частью этого мира. С чего же начать? Прежде всего познакомьте кроху с нашей удивительной планетой. Ваш рассказ может звучать примерно так: «У каждого человека есть свой дом. Есть он и у тебя. Ты живешь в нем вместе с мамойи папой. Но у всех-всех людей есть еще один большой общий дом – наша прекрасная планета Земля. Небо похоже на огромный голубой потолок, а земля, по которой мы ходим, – это пол. Для всех светит одно большое солнце. Нас поливает дождик, словно душ,и обдувает ветерок. Очень давно, много-много лет назад, люди совсем ничего не знали про нашу планету. Они думали, что Земля похожа на большой блин и лежит на спинах трех китов или на трех слонах, которые стоят на гигантской черепахе. Когда животные начинали шевелиться – на Земле случались землетрясения». Можете вместе с малышом нарисоватьи этих слонов, и черепаху, и Землю у них на спине и вместе посмеяться, потому что любой, даже самый маленький ребенок, отлично знает, что Земля никакой не блин, а огромный шар. Конечно вам очень пригодится глобус. Ведь только с его помощью малыш сможет хотьчуть-чуть представить себе, как же на самом деле выглядит наша планета. Возможно, такее видят космонавты из далекого космоса. Вот такой же крошечной, будто мячик. Древние люди однажды решили доплыть до края земли. Они сели на корабль и после многих дней плавания опять возвратились домой, но уже с другой стороны. Так люди узнали, что Земля круглая. Отыщите с малышом на карте ту точку, где вы живете. Пусть малыш поставитна нее пальчик и, словно древние путешественники, движется пальчиком по глобусу прямо, никуда не сворачивая. Вернулся «домой»?

Где живет Карлсон?

Чем раньше в комнате малыша появится географическая карта, тем лучше. Не стоитдумать, что малыш ничего не поймет и не запомнит. Достаточно лишь время от времениобращать внимание юного географа на карту, показывать и называть географические объекты, и очень скоро ребенок будет знать и части света, и океаны, и даже многие страны сих столицами. А разнообразная детская литература – это настоящая сокровищница географических знаний. И чем больше мы будем читать малышу, тем шире будут его представления об окружающем мире. И не просто читать, а непременно отыскивать на картете места, где происходят события. Для подобных игр удобнее всего, если карта висит прямо над детской кроватью. Так, читая о проделках Карлсона, отыщем страну Швециюи запомним ее столицу – Стокгольм. Знакомясь с книгой о мальчике-луковке Чиполлино, найдем на карте и его родину – Италию. А еще узнаем, где побывала проказница Пеппиво время своих морских плаваний вместе с папой-капитаном. Особенно хороша детская карта мира со всевозможными биологическими, историческими и сказочными объектами-значками. Малыши очень любят их рассматривать, параллельно запоминая множество полезных сведений. Но подойдет и обычная физическая карта мира или карта полушарий.А «развивающую» карту несложно сделать и самостоятельно из самой обычной. Можно наклеивать на изображение материков наклейки и картинки с животными и сказочнымигероями. Например, наклейку с героями мультфильма «Мадагаскар» поместим возле одноименного острова. А заодно найдем в энциклопедии и прочитаем вместе с малышомоб этом острове что-нибудь интересное. И не забудем проследить путь зебры Марти иее друзей от Нью-Йорка до Мадагаскара. Если у вас отыщутся старые журналы или атласы, откуда можно вырезать флажки разных государств, вместе с крохой наклеивайте ихна карту. Подобные игры принесут крохе несомненную пользу и во многом облегчат дальнейшее школьное обучение. Сказки Киплинга как нельзя лучше познакомят маленького географа с животным миром Индии. Пусть малыш запомнит месторасположение на картеи этой страны. Путешествуйте по карте вместе с доктором Айболитом, отправившимсяв Африку лечить больных обезьян, и вместе с Нильсом и стаей гусей. Когда малыш немного подрастет, прочитайте ему сказку о приключениях капитана Врунгеля. Она просто изобилует всевозможными географическими подробностями. Конечно, не забываем находить на картевсе места, где побывал отважный капитан на своей знаменитой яхте «Беда». А еще лучше, отмечайте карандашом его путь прямо по карте. Вообще, возьмите себе за правилообращаться к карте во всех случаях, когда в повседневной жизни заходит речь о каких-тогеографических названиях, будь то чтение книг, просмотр мультиков или рассказ вернувшихся из путешествия друзей. Это поможет малышу запомнить множество полезных сведений, научит пользоваться картой. И все это практически без усилий, как бысамо собой.

По следам Сесиль Лупан

Много интересных географических идей можно почерпнуть из книги Сесиль Лупан «Поверьв свое дитя». Прежде всего, это песенки с названиями столиц государств. Можно рассказывать малышу стишки или петь песенки, в которых упоминаются географические названия. Ведь в стихах подобная информация запоминается куда легче. Вот несколькопримеров: Над Италией парим,
Видим вечный город Рим.
А в Испании – Мадрид
В центре всей страны стоит.
Вот во Франции, в Париже,
Башня всех построек выше!
А в Британии, без спора,
Лондон – самый главный город. Было бы здорово почитать с малышом замечательную книгуА. Усачева «Мои первые географические открытия», где география изучается в стихахи очень весело: На свете много островов,
Так много, что не счесть…
А вот больших материков
Мы насчитаем шесть:
Африка, Америка
(Северная и Южная),
Австралия,
Евразия,
Антарктида
(Вьюжная).
Что такое ЕВРАЗИЯ?
Это – ЕВРОПА плюс АЗИЯ:
Из двух частей света возник
Самый большой материк!

Цветные моря

Наверное ваш кроха уже знает, что синим цветом на карте обозначаются реки, озера, моряи океаны. Знакомство с водными ресурсами планеты можно начать с «цветных» морей. Малышу будет интересно узнать, что на нашей планете есть Черное, Красное, Белое и дажеЖелтое море. Отыщите их на карте и попробуйте вместе разобраться, почему эти моря так необычно называются. Желтое море имеет желтоватый оттенок. В Красном море обитают особые водоросли. В периоды их интенсивного роста кажется, что синяя водная гладь окрашивается в красно-коричневые тона. Белое северное море действительно имеет очень светлый, почти белый цвет воды. А Черное море издавна прозвали так из-за неспокойногонрава и черного цвета воды во время бурь и штормов. А может быть кроха захочет нарисовать эти цветные моря? Возле каких стран они находятся? Какие люди там живут? Возможно малыш уже побывал на каком-то из этих морей (например, на Черном или Красном) или вы вот-вот собираетесь отправиться в путешествие. Тогда ему будет вдвойне интересно побольше узнать об этих удивительных морях. А потом находите на картеи рассматривайте и другие моря. И тоже пытайтесь разобраться в происхожденииих названий. Это не только расширит географические знания малыша, но и потренируетмышление, смекалку и фантазию. Ведь можно выдвигать и фантастические версии. А потомвместе с мамой найти информацию в детской энциклопедии или в Интернете и проверитьсвои догадки. Ведь почему Средиземное море назвали именно так, ребенок наверняка догадается и сам. Достаточно лишь внимательно посмотреть на карту. Не вызовутзатруднения и, например, Японское и Южно-Китайское моря. А вот о происхожденииназвания Мертвого моря придется подумать.

География на прогулке

Где лучше всего изучать науку о Земле? Конечно на прогулке. А еще лучше устроить вместе с малышом настоящую научную экспедицию. Для этого вовсе не обязательноотправляться в многодневный поход. Просто в один солнечный погожий денек сообщите малышу, что сегодня вы отправляетесь не просто гулять. Вы идете в путешествие. А чтонужно для настоящего путешествия? Удобная одежда и обувь, рюкзачок и, конечно,что-нибудь вкусненькое, чтобы подкрепиться на привале. Готовы? Тогда в путь! Не имееттакого уж большого значения, куда вы отправитесь вместе с юным путешественником: в лес,парк, к реке или к пруду. Просто обращайте его внимание на окружающий мири рассказывайте, рассказывайте, рассказывайте. Например, о почве. Что такое чернозем, какон образуется и какие растения на нем растут. Разгребите палкой хвою в сосновом лесу,и пусть ребенок увидит собственными глазами, что сосны растут на песке. А что такое песок вообще? А глина, гранит, мрамор? В ваш мини-поход непременно возьмите с собой компас. Такой замечательный атрибут придаст походу особую значимость. К тому же это отличный повод познакомить малыша с частями света и рассказать о чудесной путеводной стрелочке. Наверное кроха уже знает, что утром солнышко всходит на небо на востоке, а вечеромсадится с другой стороны – на западе. Может ли солнышко что-нибудь напутать и взойтина западе? Конечно нет. Ведь Земля вращается только в одну сторону. Кстати, авы наблюдали с ребенком восход и заход солнца? Он уже знает, что такое линия горизонта? Научите ребенка пользоваться компасом. Пусть он держит компас в руках и медленновращается вокруг себя до тех пор, пока красная стрелочка не будет указывать на букву N (north – север). Объясните малышу, что сейчас он стоит лицом к северу. Сзади у него юг, слева – запад, справа – восток. Пусть кроха определяет в пути, в каком направлениивы движетесь. Прямо на ходу можно играть в игру «Я знаю 5 названий…». Мама задаеттему: «Я знаю 5 городов…». А малыш продолжает, перечисляя названия известных ему городов на каждыйs/nobr> шаг: «Москва – раз, Киев – два…». Темы могут быть самыми разными: страны, столицы государств, моря, реки, озера, вершины, вулканы. Или даже так: «Я знаю 5 животных, живущих в Северной Америке…». Если 5 названий вспоминается легко, называем сразу по 10. Мама подсказывает, малыш запоминает. Так расширяем наши географические познания. Во время лесной прогулки закопайте в укромном местечке «клад» – плотно закручивающуюся стеклянную банку с детскими «сокровищами». Нарисуйте карту того места, где закопан ваш клад, используя условные обозначения. Обычно ребятишки приходят в восторг от подобных игр. Тщательно сохраните вашу карту и во времяследующей прогулки попробуйте отыскать тайник, ориентируясь по ней. Придумайте свои обозначения для лиственных и хвойных деревьев, кустарника, пенька, большого камня, оврага, озера, родника, речушки. А потом, уже дома, посмотрите вместе с малышом, какте же объекты обозначаются на настоящих картах. Игру можно продолжать бесконечно, рисуя карту комнаты, квартиры, двора, улицы и даже придуманные карты воображаемых стран и островов. Такие игры не только расширяют географические знания, но и тренируютпространственное мышление юного картографа и кладоискателя. Разговаривая с малышомо таких непростых вещах, как устройство Земли, учитывайте детскую особенность понимать все буквально. Однажды, во время прогулки, пятилетняя дочь глубокомысленно рассматривала подъемный кран, виднеющийся из-за забора стройки. Кран поднималбетонные плиты. «А что, те плиты, которые в земле, такие же, как эти?» Я не сразу поняла,о чем речь. Какие плиты в земле? «Ну те, которые сталкиваются между собойи землетрясение получается». Вот те раз! Читая когда-то в детской энциклопедии о том, что землетрясения происходят от столкновения больших масс земли (плит), дочь решила, что это такие вот бетонные строительные плиты лежат себе в земле да и сталкиваются времяот времени, видимо от скуки. Просто других плит она в своей жизни не видела и не смоглапредставить, что же это такое. Так что, объясняя малышам подобные сложные вещи, пытайтесь выяснить у них, как они поняли ваше (или книжное) объяснение. Иначе путаницыв детских головках не избежать.

Экспедиции с Винни-Пухом

Для малышей с их развитой фантазией и бурным воображением географическим приключением может стать любое незначительное на наш взгляд событие. Помните, как Кристофер Робин вместе со своими друзьями Винни-Пухом, Пятачком, Осликом и Кроликомотправились в «искпедицию», чтобы отыскать и открыть Северный полюс? Вся нашаискпедиция
Весь день бродила по лесу.
Искала искпедиция
Везде дорогу к полюсу… А ведь и вы можете отправиться на поиски полюса. И не толькоСеверного, но и Южного тоже. Только сначала покажите малышу эти полюса на глобусеи расскажите о земной оси – придуманной линии, которая как бы протыкает Землю насквозь.Те точки, через которые проходит наша воображаемая ось, называются полюсами. Верхний полюс называют Северным, а нижний – Южным. На полюса солнечного тепла попадает меньше всего, поэтому здесь находятся самые холодные места на нашей планете. Конечно, поиски полюса будут воображаемыми, и никакой земной оси на самом деле не существует.Зато, гуляя, вы сможете обсудить множество важных и интересных вещей: что называют Арктикой, а что Антарктикой, кто из животных на каком полюсе живет, что такое полярный день и полярная ночь, какие на полюсах зима и лето, что такое айсберги, для чего нужны ледоколы, что изучают полярные экспедиции и многое другое. А в следующий раз можно отправиться на поиски экватора. И, конечно, поговорить о том, что экватор – это тоже придуманная линия. Она как будто поясом окружает нашу Землю по серединке.Туда солнечных лучей попадает больше всего, а значит на экваторе всегда жарко.Зимы здесь не бывает. Вспомним о жарких экваториальных странах и их жителях,о пес-чаных пустынях и густых джунглях, о тропических ливнях и засухе и конечнооб удивительных животных, которые здесь живут.

 

Полезные ископаемые

Наша земля хранит множество самых настоящих богатств и сокровищ. И это тоже интересная и важная тема для обсуждения с малышом. Почему природные богатства называют «полезными ископаемыми»? Ископаемые – потому что эти богатства нужно искатьи выкапывать из земли, а полезные – потому что они приносят большую пользу людям. Готовя вместе с крохой ужин, расскажите ему о природном газе. А ведь на кухне есть и ещеодно ценное «ископаемое» – соль. Керамическую посуду делают из глины, стекло –из песка. Все это полезные ископаемые. Сидя у костра в лесу, вспомните о каменном угле, путешествуя в автомобиле – о нефти. Прогулки по городу познакомят кроху с горнымипородами, такими, как мрамор и гранит. Их повсеместно используют в строительстве.Занимаясь вместе с крохой творчеством, расскажите, что земные богатства даже помогают делать замечательные рисунки. Разноцветные мелки для рисования на асфальте – это горная порода мел. Получилась она из раковинок и частей крошечных растений и животных,которые жили много-много лет назад. А грифель карандаша, который оставляет на бумагецветные линии, делают из минерала под названием графит. Колечки и бусы сделаныиз драгоценных камней. Камни эти очень красивые. Они блестят и переливаются разными цветами. Такие камни встречаются в земле редко, дорого стоят, поэтому и называютсядрагоценными. Это алмазы, рубины, изумруды и др. Попробуйте с малышом создать собственную коллекцию полезных ископаемых. Скорее всего, драгоценных камней вам разыскать не удастся, но вот обычные соль, уголь, песок, мел, графит и т. п. по праву займут в ней достойное место.

Берег левый, берег правый…

А как насчет азов географии, которые можно изучать прямо во дворе собственного дома? Звонкие ручьи после дождя дарят малышу замечательную возможность представить, как «устроена» самая настоящая река, какой рельеф имеет земная поверхность.Нам понадобится быстрый и уверенный ручеек и желание его исследовать. Прежде всего, представьте с малышом, что этот ручеек на самом деле никакой не ручеек, а широкаяи бурная река. Просто она кажется вам такой маленькой. У каждой реки есть два берега – левый и правый. Разберитесь с малышом где какой и отправляйтесь в путешествие. Можно двигаться в двух направлениях: вверх по течению и вниз. Если повезет, вам даже удастся найти исток и устье вашего ручейка-реки. Исток (то место, где река начинается) у дождевогоручья будет, скорее всего, у большой лужи, а если повезет – то у вершины сугроба.Настоящие же реки начинаются, как правило, высоко в горах и «питаются» талым снегоми родниками. Вот и наш ручей сначала течет тоненькой струйкой, но по пути к немуприсоединяются все новые и новые ручейки, и он становится все шире и полноводнее.Небольшие речушки, которые впадают в большие реки, называют притоками. Продвигаясь вниз по руслу ручья, вы с малышом непременно увидите эти ручейки-притоки. Русло рекине бывает прямым, оно все время изгибается, обходя естественные препятствия и образуяизлучины. По пути вы встретите миниатюрные копии настоящих водопадов, заметите, чтос горки вода течет стремительно (поговорите с ребенком о горных реках), а по «равнине» бежит плавно и неторопливо. В обычном ручейке можно отыскать и водовороты, и мели,и пороги. Все как у настоящей реки. А вот ответвление в сторону и – озеро. Здесь течения нет, вода стоячая, но ветер гонит волны по луже точно так же, как и по настоящему озеру.Если вам повезет, то ваш ручеек закончится не в канализационном сливе, а будет вместес другими такими же ручьями впадать в большущую лужу. Эта лужа – миниатюрная копия моря. Точно так же вливаются в море и настоящие реки, а место их соединения с моремназывают устьем. Если малыш возьмет с собой в путешествие лопату на длинной ручке, то с ее помощью сможет построить плотину из песка и палок. Рядышком можно выкопать небольшую ямку и отвести туда воду из ручья – вот вам и искусственное водохранилище.А сколько «околоводных» тем можно затронуть во время такой прогулки – дажене перечислить. А сколько потом интересных книжек можно прочитать дома на тему рек, морей и кораблей! Кстати, «географическим» строительством можно заняться и на песчаномпляже. Так здорово вместе с малышом возводить из песка горы, прокладывать русла рек, строить плотины и искусственные водохранилища. И конечно как можно больше путешествуйте с малышом. Пожалуй, это самое лучшее и полезное изучение географии. Всевозможные поездки и путешествия расширяют кругозор малыша, дают ему понять, что мир – это не только привычная комната и песочница во дворе. Существуют еще поля и леса,горы и моря, реки и озера, другие города и люди… В раннем детстве у ребенка формируется способность воспринимать новые впечатления. А дальше на этот стержень нанижется любознательность и легкость в овладении новыми навыками. Но не только дальние путешествия, а даже поездки в окрестностях родного города дадут возможность крохе лучше понять и осознать устройство нашей удивительной планеты. И, конечно, помогут узнать и полюбить свой неповторимый край, будут способствовать формированию грамотного отношения к природе, экологического мировоззрения. Интересных открытийи удивительных приключений вашему маленькому географу!

 

 

 
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    uCoz